Закрыть рекламу ×

Документальное подтверждение места жительства

Время чтения: 4 минут

Ограничить право граждан на свободное передвижение можно только в случаях, предусмотренных законом, и исключительно с целью охраны общественного порядка или государственной безопасности. Для обеспечения равных условий реализации прав был введен регистрационный учет населения. Всем проживающим в помещении выдается подтверждающий документ – справка о регистрации по месту жительства.

Регистрация места жительства

Временное и постоянное место жительства

В юридической литературе принято отличать понятия места жительства и места пребывания. В первом случае это проживание, пребывание или нахождение по определенному адресу в течении длительного времени в жилых помещениях:

  • домах,
  • квартирах,
  • комнатах.

А местом пребывания считается гостиница, санаторий, кемпинг, пансионат, медицинская организация и подобные учреждения, регистрация в которых действительна от 6 месяцев до 5 лет.

Статьей 150 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что каждый дееспособный гражданин выбирает жилье по своему усмотрению. Давая характеристику этому правовому понятию, законодатель перечисляет несколько факторов, в соответствии с которыми место нахождения может быть признано местом жительства:

  • период проживания – длительно либо постоянно;
  • основания проживания – собственник, наниматель;
  • статус помещения – частное, служебное, специализированное.

Постоянное проживание не всегда является длительным. Основное значение имеет то, что гражданин обосновался на одном месте:

  • вышел на работу;
  • отдал детей в школу или садик;
  • купил недвижимость и прочее.

Статья 5 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» разъясняет особенности терминологии.

Отдельно как способ постановки на учет выделяют временную регистрацию, которая осуществляется без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства. Такая юридическая процедура необходима в случаях, когда человек дольше 90 суток непрерывно проживает не по адресу постоянного места жительства.

Это не касается домов отдыха, больниц и подобных учреждений, где регистрация граждан осуществляется по прибытию администрацией на основании документов, подтверждающих личность.

Законом установлено, сколько действительна временная прописка для всех категорий граждан.

Прописка в паспорте

Реализация прав и прописка

Основной обязанностью гражданина является обращение в течение 7 дней с момента переезда на новое место жительства в регистрационный орган с заявлением о постановке на учет.

На сайте ГУВМ МВД России разработана удобная услуга онлайн-записи на прием в соответствии с графиком работы выбранного подразделения по 2 и более вопросам в день.

Чтобы в полной мере пользоваться всеми правами, гарантированными государством, необходимо подтвердить место жительства. Документ о прописке потребуется при:

  • получении социального обеспечения, дошкольного и школьного образования;
  • получении официальных вызовов, уведомлений и извещений;
  • предоставлении жилья в домах муниципального и государственного жилищных фондов;
  • трудоустройстве и изменении статуса гражданского состояния: разводе, вступлении в брак.

Для своевременной постановки на учет нужно знать, где получить этот документ. Регистрация по определенному адресу выполняется в паспортном столе или в отделе миграции населения.

Данная услуга не облагается государственной пошлиной и предоставляется бесплатно.

Регламент МВД о порядке предоставления государственной услуги по госучету от 31.12.2017 № 984 и Закон № 5242-I от 25.06.1993 предусматривает ограниченные сроки рассмотрения документов: не позднее 3 дней с момента подачи заявки на регистрацию, в том числе в электронной форме. Выдача справки производится в тот же день.

Обратите внимание, как выглядит образец справки по форме 9:

Форма №9 - справка о регистрации

Зарегистрировать место жительства достаточно просто при помощи сайта Госуслуги, выбрав приемлемый способ обращения: виртуальный или с личным посещением.

Чтобы оформить электронную заявку, нужно:

  1. Зарегистрироваться и авторизоваться на сайте.
  2. Сохранить введенные данные.
  3. Направить информацию в ближайший паспортный стол.
  4. Дождаться приглашения.
  5. С оригиналами документов явиться в назначенное время для получения свидетельства или проставления отметки в паспорт.

Услуга по регистрации места пребывания Услуга по регистрации места жительства

При обращении в паспортный стол предоставляются:

  1. Паспорт или свидетельство о рождении.
  2. Документ о вселении либо его заверенная копия.
  3. Заявление о регистрации по адресу пребывания.

Если гражданин планирует заниматься предпринимательской деятельностью, встать на учет как налогоплательщик, обратиться в суд, принять наследство либо оформить социальную ипотеку, обязательно понадобится подтверждение прописки. Этот документ выдается в паспортном столе в течение нескольких минут.

Подробности содержатся в статье “Справка о прописке“.

Свидетельство как подтверждение регистрации по месту жительства

Результатом предоставления услуги является получение совершеннолетним свидетельства о регистрации по месту временного пребывания либо отметки в паспорте о постоянной прописке. Ребенку, не достигшему 14 лет, выдадут свидетельство о постоянном месте жительства.

Может потребоваться адресная справка о регистрации, которая имеет определенный срок действия. Для некоторых целей, например, купли-продажи квартиры, оформления материнского капитала, нужны наиболее свежие данные обо всех, кто зарегистрирован в помещении или был снят с учета.

Узнайте больше о том, как оформляется справка о зарегистрированных лицах в квартире.

Срок действия справки законодательно не установлен, поэтому нужно ориентироваться на требования организаций, в которые она предоставляется.

Этот документ выдается паспортным столом на основании удостоверения личности (для взрослого заявителя) или свидетельства о рождении (для несовершеннолетнего).

Сведения о регистрации по месту жительства могут запросить:

  • правоохранительные органы,
  • Пенсионный фонд РФ,
  • органы социальной защиты населения,
  • нотариус.

Указанный документ не выдается каждому желающему, ведь личная информация защищена ст. 7 Закона № 152 ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», которая запрещает распространение сведений без согласия их владельца. Справку о зарегистрированных в помещении лицах выдадут только собственнику или тем, кто прописан в жилье постоянно или временно.

Причины отказа в выдаче справки

Основанием для отказа может послужить только отсутствие у третьего лица соответствующих полномочий, например, нотариально заверенной доверенности от собственника или зарегистрированного жителя.

Юридическая грамотность позволяет избежать множества проблем, в том числе и необоснованного отказа в выдаче справки, даже когда длительное время человек не проживает по месту прописки.

Справка и наследство

Согласно ст. 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом открытия наследства считается дом, квартира или другое жилое помещение, где умерший постоянно проживал в последние дни жизни.

В полномочия нотариуса при оформлении документов входит установление объема наследственной массы, поэтому каждый из наследников имеет право получить такое доказательство, как справка о местожительстве, которая подтвердит факт проживания гражданина в последние несколько лет по определенному адресу.

Заключение

В статье мы собрали исчерпывающую информацию о правовых аспектах оформления справки. Предложенные советы помогут быстро и без лишних хлопот подтвердить регистрацию для трудоустройства, оформления ипотеки либо другого займа, участия в программах по улучшению жилищных условий и для других целей. Благодаря наличию справки о регистрации ни у кого не возникнет вопрос, как доказать свое место проживания.

Регистрация по месту жительства: Видео

Рейтинг:
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий