Резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд

0 Коменариев
Бесплатная консультация юриста: 78125092773 (СПБ), 74994041680 (МСК)
Время чтения: 5 минут

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд необходимо отличать от изъятия земельных участков в целях, предусмотренных федеральными и местными властными структурами, а также от других форм ограничения правом пользования наделом. Потребность в проведении этой процедуры возникает, когда определенную территорию предполагается использовать в значимых для страны и народа целях. Резервирование земель позволяет избежать судебных разбирательств по вопросу эксплуатации участков, находящихся под обременением третьих лиц.

Резервирование земельного участка

Что представляет собой резервирование участка

Резервирование земельного участка – это наложение ограничения на использование надела собственником в связи с высокой вероятностью дальнейшей ее эксплуатации во благо страны. Территория считается забронированной лишь после регистрации в Росреестре факта закрепления земли за государством.

Ограничение может распространяться на земли, принадлежащие частным лицам. Это вступает в противоречие с Конституцией, ведь частная собственность в РФ неприкосновенна. Тем не менее, данная норма не действует, когда речь идет об экономической безопасности либо обороноспособности государства.

Зарезервированные земли будут у собственника отчуждены, но на возмездной основе – государство их выкупит.

Органы власти, бронируя конкретный надел, обязаны уведомить его владельца о том, что на этом участке планируется проведение определенных работ.

Далее выполняется оценочная экспертиза. По ее окончании земля считается предварительно зарезервированной. Этот статус она утратит в одном из двух случаев:

  • начнется процедура выкупа участка;
  • исчезнет потребность в резервировании в результате пересмотра стратегических планов.

При этом необходимо учитывать установленный максимальный срок бронирования надела.

Для чего государство резервирует землю

Существует немало причин для госрезервирования, поэтому каждому владельцу земли нужно быть готовым к тому, что процедура бронирования надела может начаться в любой момент. Список основных причин указан в ст.49 ЗК РФ:

  1. Основания, связанные со строительством либо реконструкцией:
    • инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, газо- и электроснабжения:
    • линейных объектов, обеспечивающих функционирование субъектов естественных монополий и космической отрасли;
    • объектов инфраструктуры авто- и Ж/Д транспорта;
    • объектов безопасности государства и обороны страны;
    • энергетических систем и объектов использования атомной энергии.
  2. Основания, связанные с выполнением принятых Россией обязательств по межгосударственным договорам.

Резервирование также необходимо при создании водохранилищ, организации природоохранных зон, оборудовании специальных объектов, формирующих инфраструктуру ОЭЗ (Особой экономической зоны).

Схема зарезервированного земельного участка

Как проводится резервирование земель

Порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд регламентирует постановление Правительства №561 от 22.07.2008. Согласно этому документу, правом принимать решение о переводе участка в резервный фонд наделен орган исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.

Решение принимается на основе данных из государственного кадастра недвижимости. Следовательно, бронирование земли недопустимо, если надел не поставлен на кадастровый учет, не имеет индивидуального номера и паспорта.

Для перевода земли в резервный фонд предусмотрена подача документов:

  • по планированию территории, если надел предназначен для возведения природоохранных сооружений либо объектов обороны и безопасности;
  • содержащих сведения о границах зон предполагаемого размещения объектов на зарезервированной территории;
  •  подтверждающий факт бронирования надела в соответствии с госпрограммами, целью которых является рациональное использование территории и изучение недр.

После рассмотрения документов уполномоченный орган оформляет бронирование территории в виде отдельного акта. В нем содержатся:

  • сведения о целях резервирования;
  • предельные сроки окончания процедуры;
  • перечень документов, с учетом которых осуществляется бронирование;
  • кадастровые номера всех наделов, находящихся в границах резервируемой территории.

Окончательно ограничение прав на бронируемые наделы с последующей их постановкой на госучет оформляется путем направления вышеперечисленных бумаг в Госреестр. Данное решение обретает силу только после публикации в региональных СМИ.

Решение о резервировании земельного участка

Допустимые сроки резервирования земли

В ст.70.1 ЗК РФ сказано, что:

  • земли для муниципальных и государственных потребностей могут бронироваться на срок, не превышающий 3 года;
  • земли, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней, и те, на которых планируется создать ОЭЗ, резервируются на срок до 2 лет. Для этого в заявке на бронирование следует указать решение высшего органа государственной власти административно-территориальной единицы РФ;
  • на срок до 20 лет можно резервировать участки, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней для строительства и реконструкции:
    • автомагистралей федерального значения;
    • пересадочных узлов метрополитена;
    • объектов воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта и так далее.

Права владельцев участков

Хотя использование земель призвано решать проблемы государственного или регионального уровня, это не отменяет требование обеспечить защиту интересов собственников резервируемых участков.

Однако это не распространяется на неприватизированные наделы. Их владельцы сталкиваются, как правило, со следующими ограничениями:

  • приватизировать зарезервированные земли нельзя;
  • не допускается строительство объектов коммерческого назначения и жилых зданий, поскольку их стоимость в случае изъятия, скорее всего, компенсирована не будет;
  • запрещается возводить ирригационные сооружения, предназначенные для производства мелиоративных работ, и иные объекты.

В случае возникновения убытков от резервирования земельного участка, его владелец может подать исковое заявление на их возмещение в судебную инстанцию.

Реквизиция земельного участка

Реквизиция земли

Реквизиция выступает в качестве одного из оснований для изъятия у собственника имущества. От конфискации она отличается тем, что:

  • применяется в принудительном порядке не как картельная мера, а только по причине возникновения острой необходимости;
  • процедуре присущ возмездный и временный характер.

Реквизиция земельного надела производится на основании опубликованного Правительством РФ заявления о возникновении в конкретном регионе страны чрезвычайных ситуаций или решения, принятого уполномоченным органом.

Цель проведения процедуры – защита людей, общества и государства от негативных последствий бедствий. Понесенные человеком расходы компенсируются из госбюджета.

Больше информации на эту тему читайте в статье «Реквизиция земельного участка».

О правилах застройки и использования земель

В контексте рассматриваемого вопроса полезно ознакомиться с Правилами застройки и землепользования (далее ПЗЗ). Согласно Градостроительному Кодексу, ПЗЗ – это документ градостроительного зонирования, утверждаемый органом местного самоуправления. Он устанавливает:

  • градостроительные регламенты;
  • территориальные зоны;
  • порядок применения и внесения в документ дополнений и изменений.

Территория муниципального образования, в соответствии с ПЗЗ, подразделяется на зоны различного предназначения:

  • жилые,
  • производственные,
  • общественно-деловые и так далее.

Для любой из зон определяются виды разрешенного использования объектов капстроительства и земельных участков. Например, территория может вообще не подлежать застройке.

Подробности содержатся в статье «Правила застройки и землепользования».

Процедура изъятия наделов для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земельного участка

Земельные участки могут изыматься в принудительном или добровольном порядке. Последний вариант предусматривает заключение соглашения о выкупе надела между уполномоченным представителем муниципалитета и собственником.

При определении стоимости участка в учет принимается:

  • рыночная цена;
  • сумма понесенных владельцем убытков по причине переезда на другое место;
  • стоимость расположенного на земле имущества.

Срок, в течение которого орган местной власти обязан уведомить правообладателя об изъятии, не превышает 1 неделю с момента принятия решения по этому вопросу. В проекте договора о выкупе участка должна быть указана предполагаемая стоимость.

На изучение нюансов владельцу земли отводится 3 месяца. Передача надела муниципалитету или государству раньше указанного промежутка времени может осуществляться только с согласия собственника.

Тем, кого эта тема заинтересовала, рекомендуем изучить статью «Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд».

Заключение

Согласно отечественному законодательству, процедура резервирования может производится только по отношению к землям, которые расположены в специально выделенных зонах, имеющих муниципальное, региональное и федеральное значение. Обязательное изъятие надела в данном случае не предусмотрено. Решение о резервировании вступает в силу только после его публикации в СМИ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector