В Российской Федерации земля как объект недвижимости фиксируется в Государственном кадастре, где каждый надел имеет уникальный номер. Снятие земельного участка с кадастрового учета в 2020 году – это юридическое мероприятие, свидетельствующее о факте утраты правоспособности. Процедура осуществляется в государственной инстанции, курирующей кадастр. В результате удаляется вся информация о наделе, поставленном на учет, и он перестает функционировать в первоначальном качестве.
Что такое кадастровый учет земли
Постановка наделов на кадастровый учет предполагает процесс описания и выделения отличительных характеристик конкретного объекта. Регистрация участков производится в Едином государственном реестре земель. Запись об определенном объекте и его основных параметрах вносится в Единый реестр. Наделу присваивается номер, а его собственник получает земельный кадастровый паспорт.
В соответствии с законодательством, постановке на учет подлежат участки любого целевого назначения и формы собственности:
- аграрные территории, образованные путем разделения или объединения нескольких полос земли, о каждой из которых собственник вносит информацию в кадастр и получает выписки;
- земельные участки, принадлежащие лицу по праву владения, бессрочного владения, принятия наследства, договору найма.
Поставить аграрный надел на ГКУ имеет право собственник, арендатор или их доверенные лица.
Чтобы определить, можно ли снять с кадастрового учета ранее учтенный земельный участок, нужно принять во внимание серьезность оснований, заявленных собственником или другим лицом, имеющим на это законное право.
Узнайте, какие сделки можно совершать с объектом, прошедшим кадастровый учет земельных участков.
Процедура снятия земли с учета в госкадастре
Нюансы постановки и снятия с кадастрового учета регламентирует ст. 70 Федерального закона от 13.07.15 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.18) «О государственной регистрации недвижимости». Прежде чем подавать документы в официальный орган, необходимо выяснить, как снять с кадастрового учета земельный участок, чтобы не получить отказ.
В случаях, которые определены законом, процедура снятия с учета аграрного надела происходит следующим образом:
- Заинтересованное лицо обращается в регистрирующую инстанцию с заявлением и комплектом документов.
- Сотрудник регистрирует заявление.
- В течение определенного законом срока проводится проверка предоставленных сведений.
- Если информация достоверна, в течение 18 дней сотрудник Россреестра выдаст выписку, подтверждающую прекращение учета земли.
Основания для снятия земли с учета
Весомые основания для снятия земельного участка с кадастрового учета, принимаемые Росреестром, определены в ст. 131 Гражданского кодекса РФ, в Федеральном законе от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федеральном законе от 13.07.15 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
К ним относится:
- прекращение существования участка как единого целого в результате объединения нескольких в один или его раздела между наследниками или по другим причинам;
- физическое уничтожение надела из-за природных бедствий, аварий на крупных предприятиях, экологических катастроф;
- временное внесение сведений в Государственный кадастр;
- отсутствие регистрации права собственности по истечении более чем 2 лет после выделения в пользование и присвоения земельному участку временного статуса;
- решение суда.
Существуют и фактические причины для прекращения регистрации — те, которые вызваны определенными событиями. Для их подтверждения собственник земли подает заявление в Росреестр и прилагает к нему соответствующие документы.
Какие документы потребуются для снятия с регистрации
Для того чтобы инициировать процедуру, соискатель должен предоставить ряд документов. В частности, в регистрационную инстанцию следует подать заявление о снятии с кадастрового учета земельного участка, бланк которого имеет установленную законом форму. В нем нужно указать:
- персональные данные заявителя;
- присвоенный кадастровый номер;
- предпочтительный способ получения выписки: на бумажном носителе, в электронном виде и так далее;
- дату составления;
- перечень документов, приложенных к заявлению.
В комплект документов входит:
- свидетельство о праве собственности заявителя на данный объект;
- акт, подтверждающий права на распоряжение этой землей;
- выписка, подтверждающая наличие обременения на участок.
Если в регистрирующую инстанцию обращается доверенное лицо владельца, дополнительно следует приложить:
- заявление собственника со ссылкой на нормативно-правовой акт, передающий полномочия представителю;
- нотариально заверенную доверенность;
- документ, подтверждающий передачу прав представителю владельца участка.
Порядок снятия надела с кадастровой регистрации
Порядок снятия земельного участка с кадастрового учета предполагает несколько способов подачи заявления и комплекта документов. Заинтересованное лицо может выбрать приоритетный вариант и воспользоваться им.
Заявление должно оформляться в местном отделении Росреестра по адресу, где располагается земельный участок.
По инициативе собственника можно не только прекратить регистрацию всего надела целиком, но и снять с кадастрового учета часть земельного участка.
Подача заявления и пакета документов
Заявление можно подать в Росреестр следующими способами:
- посредством официального сайта Росреестра (раздел «Электронные услуги). При этом заявитель должен иметь зарегистрированную электронную подпись;
- почтовым отправлением с описью вложения;
- при личном посещении регистрирующего органа. При приеме документов сотрудник Росреестра на каждом из них проставляет дату. Заявителю выдается расписка установленной формы, в которой содержится перечень поданных бумаг, ФИО принявшего их сотрудника и день регистрации заявки.
Когда участок снимут с учета
Согласно регламенту, рассмотрение заявления и пакета документов длится 18 календарных дней. При положительном исходе в течение этого срока все сведения об участке будут исключены из Росреестра.
Срок увеличится на несколько дней, если в число документов будет входить акт обследования участка, ведь его может составить только кадастровый инженер.
Иные сроки у процедуры, проводимой по решению суда. На нее следует отвести около 2-3 месяцев, зато подается всего 2 документа: заявление и судебное решение с отметкой о вступлении в силу.
Отказ о снятии земли с регистрации
Иногда заявитель или его представитель получают отказ в снятии надела с учета. Если обращение в Росреестр имело неблагоприятные последствия, им должны вручить письменный ответ с указанием оснований для отклонения заявки.
Обычно это происходит, если:
- имущество не состоит на учете в территориальном кадастровом органе;
- процедуру инициирует лицо, не имеющее законных полномочий;
- документация не подана надлежащим образом;
- в течение 3 месяцев после подачи документов не устранены обнаруженные в них ошибки;
- землю нельзя снять с учета по объективным причинам.
Узнайте подробнее, какие сведения об участках содержит Государственный земельный кадастр.
Обжалование отказа в суде
Снятие с кадастрового учета может осуществляться только двумя способами: по заявлению собственника или в судебном порядке. Получив письменный отказ в снятии надела с учета, заявитель вправе подать иск в суд и обжаловать подобные действия.
Истец обязан уплатить государственную пошлину и собрать дополнительные документы, которые в дальнейшем будут предоставлены в регистрирующий орган.
Иск рассматривается в течение 1 месяца, после чего происходит снятие земельного участка с кадастрового учета по решению суда. В этом случае собственник земли получит на руки постановление, на основании которого в течение 10 рабочих дней сведения о наделе будут удалены из кадастра.
Это касается объектов недвижимости, поставленных на учет более пяти лет назад, на которые так и не были официально определены права собственности.
Что такое временный статус земельного участка
Земельный участок, имеющий временный статус, обладает определенными особенностями. Он представляет собой территорию, которая уже поставлена на государственный кадастровый учет, но пока не производилась процедура регистрации какого-либо права на нее – собственности или аренды.
Хотя участок со статусом “временный” находится в пользовании конкретного гражданина, он по-прежнему не может считаться законной собственностью.
Одна из причин, по которым земельному наделу присваивается подобный статус, – отсутствие межевания. Зачастую это обусловлено высокой стоимостью процедуры, а также опасением возникновения споров относительно границ участков с соседями.
Статус временного снимается с земельного надела только после проведения межевания, установления и регистрации прав на него. Процедуру следует осуществить в определенные сроки, иначе участок перейдет в распоряжение государства или органов местного самоуправления.
Ознакомьтесь подробнее с тем, что значит “временный статус земельного участка” и по каким причинам он присваивается.
Выводы
Земельные участки в Российской Федерации подлежат обязательной кадастровой регистрации. В некоторых случаях возникает необходимость изъять из базы Росреестра сведения о конкретном наделе. Для этого у заявителя должны быть веские причины, подтвержденные документально. При наличии заявления и необходимого пакета документов на процедуру уйдет около 18 дней.
Достаточно часто, по моему скромному мнению, возникает ситуация, в которой может потребоваться снятие с кадастрового учёта.
В статье все понятно и доступно написано, спасибо автору. Хочу сказать, что половина или даже больше участков в РФ не стоят на кадастровом учете или не просто не соответствую действительности. Россия настолько огромная, и так много самозахваченной территории – это только снится, что все участки правильно отмечены были бы на кадастровой карте.
Лично занимались процедурой снятия с кадастрового учета когда досталось от бабушки в наследство земельный участок. В нашем случае было несколько наследников, которые не могли определиться что дальше делать с землей.
На самом деле это вполне распространенное явление. Причин, по которым земельный участок может сниматься с учета, очень много. У нас это происходило в результате разделения по наследству.