Управление объектами жилищного хозяйства требует основательной теоретической и практической подготовки. Неудивительно, что владельцы квартир решают передать обязанности по содержанию дома специализированной организации. Законодательство РФ чётко регламентирует ответственность управляющей компании, чтобы избежать конфликта интересов между жильцами МКД и фирмами, взявшими на себя обязательства по управлению коммунальной собственностью.
Что представляет собой управляющая компания
Компании, организующие эксплуатацию многоквартирных домов, – это юридические лица, которые выступают в качестве посредников между владельцами жилья и поставщиками коммунальных услуг.
УК заключают договоры с жильцами, а также с энергетическими, транспортными, ремонтными и другими компаниями для обеспечения сохранности вверенных им объектов жилищного фонда, а также их модернизации и реконструкции.
Заключая договор с владельцами квартир, управляющая организация за определённую плату берёт на себя ответственность во многих областях жизнедеятельности МКД.
Соглашение содержит сведения о том, кто отвечает за противопожарную безопасность в многоквартирных домах, обслуживание и ремонт общедомового имущества, заключение договоров с подрядчиками на вывоз мусора, поставку воды, теплоносителя, электричества и других ресурсов.
Кроме того, эти фирмы аккумулируют денежные средства владельцев жилплощади на специальных счетах, чтобы впоследствии использовать их для благоустройства коммунальной собственности.
Подробнее об особенностях работы УК можно узнать из публикации «Управляющая компания ЖКХ».
О правах и обязанностях УК
Став фирмой-посредником, управляющая компания перенимает ряд обязанностей как перед владельцами жилплощади, так и перед организациями, заключившими с ней договоры. Так, перед подрядчиками эта фирма отвечает прежде всего за своевременное перечисление средств для оплаты предоставленных коммунальных услуг.
В обязанности перед собственниками жилья входит поддержка рабочего состояния оборудования и своевременный ремонт жилых коммуникаций, находящихся в общей собственности.
Кроме обширного списка обязанностей, посредники в сфере управления многоэтажными зданиями имеют ряд прав, которые должны соблюдать все контрагенты. Основные привилегии и обязанности организаций, предоставляющих услуги в сфере обслуживания объектов коммунального хозяйства, перечислены в таблице. Некоторые обязательства разделяют и собственники, подписавшие договор управления.
Зона ответственности УК и собственника квартиры | Права УК |
---|---|
Проведение ремонта, устранение аварий | Самостоятельная организация процесса управления объектом |
Подготовка к зимнему периоду, заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг | Организация проверок общедомового имущества, в том числе некоторых площадей, находящихся на территории квартир |
Уборка мусора и обеспечение чистоты | Контроль индивидуальных учетных приборов, проверка правильности учёта потреблённых ресурсов |
Проведение собраний владельцев жилплощади | Приостановление или ограничение предоставления услуг, согласно законодательной базе |
Предоставление отчётности, ведение документации | Предъявление счетов и взыскание задолженности |
Узнать подробнее о сфере ответственности фирм, которым вверено управление коммунальным хозяйством, можно из статьи «Права и обязанности управляющей компании многоквартирных домов».
Законодательство и ответственность УК
В Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» представлены основные положения, регламентирующие права и обязанности фирм-подрядчиков и жильцов многоквартирных домов. Нормы постановления разъясняют:
- процедуру технического обслуживания объектов жилищного фонда;
- границы эксплуатационной ответственности в многоквартирном доме;
- требования по содержанию помещений и придомовой территории и так далее.
За нарушение правил содержания объектов коммунальной собственности, а также их ремонта, согласно ст. 7.22 Кодекса РФ “Об административных нарушениях” от 30.12.2001 № 195-ФЗ, предусмотрены следующие административные штрафы:
- для должностных лиц управляющих организаций – 4-5 тыс. рублей;
- для управляющей фирмы как юридического лица – 40-50 тыс. рублей.
Кроме того, законодателем установлена административная ответственность управляющих компаний в сфере ЖКХ за нарушение лицензионных требований. В качестве административного наказания на такие фирмы налагается штраф в размере от 250 до 300 тыс. рублей.
Основные аспекты ответственности управляющих компаний закреплены на законодательном уровне. Конкретизировать перечень вопросов, по которым подрядчик несёт ответственность, можно отдельно, включив его в текст соглашения между сторонами. Так, основные права и обязанности, возникающие между собственником и управляющей компанией, вносятся в договор по управлению многоквартирным домом.
Кто отвечает за общедомовое имущество
Общедомовое имущество представляет собой основной предмет коммунальной собственности. Оно относится к сфере управления и ответственности компании, взявшей на себя обязательства по обслуживанию и эксплуатационной поддержке многоквартирного дома.
Из положений законодательства следует, что общедомовое имущество содержится за счёт денежных средств, регулярно перечисляемых владельцами квартир на счёт подрядчика. Финансовые ресурсы, аккумулирующиеся на этом счете, по мере необходимости направляются на ремонт, реконструкцию, модернизацию и благоустройство объектов коммунальной собственности.
К общедомовому имуществу относят функциональные элементы многоквартирного дома, находящиеся в общем использовании и не принадлежащие кому-либо из жильцов на правах частной собственности.
Так, лестничные площадки, лифты, подсобные помещения, стояки системы отопления, стояки водопровода и прочее принято считать коммунальной собственностью. При этом важно понимать, что включает в себя ответственность УК за содержание общего имущества. Это позволит предотвратить бездействие подрядчика в случае необходимости ремонта того или иного объекта.
Санкции за несоблюдение обязанностей
Если управляющая компания игнорирует соблюдение своих обязательств или предоставляет услуги низкого качества, жильцы вправе составить претензию в соответствующие инстанции. Как показывает практика, собственников помещений обычно не устраивает:
- низкая температура горячей воды;
- несоблюдение графика вывоза мусора;
- прогнившие стояки водоснабжения в многоквартирном доме;
- нерасчищенные тротуары;
- плохое состояние чердаков, подвалов и так далее.
Нужно упомянуть, что за предоставление услуг низкого качества управляющая компания может быть оштрафована на сумму, составляющую до 30% стоимости оказанных услуг.
Последствия необоснованного завышения сумм за коммуналку
Расчёт суммы платежей за коммунальные услуги обязаны производить специалисты управляющей фирмы. В случае выявления нарушений при расчёте штраф за неправильное начисление коммунальных платежей составляет до 50% суммы, превышающей положенный размер оплаты.
Для проверки правильности начисления коммуналки рекомендуется посетить сайт Федеральной Антимонопольной Службы, на котором представлен функциональный онлайн-калькулятор, позволяющий перепроверить расчёт за потребленные ресурсы:
- холодное и горячее водоснабжение;
- газоснабжение;
- электроэнергию;
- отопление и так далее.
Самостоятельная проверка правильности расчёта коммуналки позволит предотвратить неверные начисления услуг ЖКХ.
Чем грозит непредоставление информации по запросу
Компании, работающие в сфере обслуживания многоквартирных домов, обязаны вести бухгалтерскую документацию, в которой отображаются все доходы и расходы организации за определённый период.
Предоставление информации клиентам о финансовых результатах деятельности фирмы-управляющего является обязательным требованием при выдаче лицензии. Игнорировать его нельзя.
Ответственность за непредоставление информации о работе управляющей компании может повлечь за собой штраф, а в случае повторного выявления нарушения – лишение лицензии.
Обратите внимание, как выглядит образец годового отчёта управляющей организации.
Об ответственности в сфере предоставления коммунальных услуг
Ответственность управляющих компаний в области эффективной эксплуатации коммуникаций МКД в процессе предоставления коммунальных услуг распространяется только на общедомовую собственность. Однако за поддержание в рабочем состоянии приборов, находящихся в частной собственности, отвечают их владельцы.
Таким образом, индивидуальные счётчики по электричеству и другое учетное оборудование относится к зоне ответственности собственников жилья. Это значит, что в случае их поломки ремонт придётся оплачивать исключительно за счёт личных средств.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые закреплены в вышеупомянутом Положении №170, применимы к обслуживанию водопровода и канализации, вывозу отходов, газо- и электроснабжению, и так далее. Например, требования к УК по сбору мусора представлены в таблице.
Критерий | Требуемое значение |
---|---|
Объём контейнеров для сбора мусора в домах с населением до 200 человек | До 100 л |
Объём мусорных контейнеров для домов с населением более 200 человек | До 800 л |
Высота ограждения вокруг мусорного контейнера, предотвращающая его смещение | 7-10 см |
Расстояние от мусоросборников до окон и дверей жилых домов | Не менее 20 м |
Расстояние от мусоросборников до входных подъездов | Не более 100 м |
Расстояние между урнами | Не более 100 м |
Частота очистки урны от отходов | Не реже 1 раза в сутки |
Частота окраски урны | Не реже 1 раза в год |
Подобным образом определяется и зона ответственности управляющей компании по отоплению, которая предполагает соблюдение нормативов по обслуживанию отопительной системы за счёт ежемесячных взносов владельцев жилья. Ответственность за техническое состояние радиаторов, расположенных внутри квартиры, несёт собственник.
Нарушение норм законодательства или условий договора
В процессе работы некоторые управляющие компании допускают нарушения. За каждое из них предусмотрены определенные штрафные санкции.
Нарушение | Штраф, тыс. рублей |
---|---|
Сокрытие информации от собственников жилья | 30-50 |
Предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества | 5-10 |
Ошибки в технической документации или отказ в её предоставлении владельцам жилья | 150-200 |
Несоответствие эксплуатации помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям | 10-20 |
Несоответствие водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям | 20-30 |
Некачественный ремонт и содержание коммунального имущества | 40-50 |
Несоответствие правилам осуществления предпринимательства в коммунальной сфере | 150-250 |
Итак, ненадлежащее оказание услуг по содержанию объектов жилищного фонда может грозить управляющим компаниям штрафами, а при повторном выявлении нарушения по тому же объекту в течение года дело закончится лишением лицензии.
Порядок возмещения ущерба
В случаях, когда действия или бездействие УК наносит ущерб общедомовому имуществу или собственности владельцев квартир, жильцы имеют право требовать компенсации убытков.
Так, разграничение ответственности по водоснабжению в квартире предполагает обязательное проведение ремонтных и профилактических работ систем водоснабжения в соответствии с нормативными требованиями.
Если причиной сантехнической поломки стал некачественный ремонт или отсутствие регулярных осмотров трубопровода, подрядчик обязан устранить поломку, возместив нанесённый ущерб.
Привлечь управляющую компанию к ответственности можно при помощи нескольких уполномоченных инстанций. Если же защита прав потребителей не в силах повлиять на подрядчика, а жилищная инспекция не усматривает нарушений в действиях обслуживающей организации, целесообразно подать иск в суд.
Рекомендуем заранее ознакомиться с образцом искового заявления на управляющую фирму.
.
Куда следует жаловаться
Хотя после введения обязательного лицензирования деятельности управляющие компании стали более ответственно относиться к своим обязанностям, жалобы на их работу по-прежнему возникают.
Привлечь внимание контролирующих органов к нарушениям в работе УК жильцы могут при помощи подачи заявления с изложением сути проблемы. При этом закон предполагает не только административную, но и криминальную ответственность руководства управляющих организаций за недобросовестное выполнение своих обязанностей.
В таблице приведен перечень инстанций, которые уполномочены рассматривать претензии населения к компаниям ЖКХ.
Орган | Полномочия |
---|---|
Дирекция управляющей компании | Обязана принять жалобу и устранить неполадки, если проблема находится в сфере ответственности фирмы |
Роспотребнадзор | Обеспечивает защиту прав потребителей и надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе в коммунальной сфере |
Госжилнадзор | Проводит проверку работы УК с целью выявления нарушений и предотвращения аварийных ситуаций |
Суд и органы прокуратуры | Проводят разбирательства по факту совершения нарушений управляющими компаниями, если органы, контролирующие деятельность УК, не принимают мер для компенсации ущерба собственникам квартир |
Если УК предоставляет некачественные услуги, скрывает информацию о результатах работы или не зачисляет платежи, в качестве санкции могут применяться штрафы, ограничение прав на управление отдельными объектами и даже лишение лицензии, в зависимости от степени тяжести нарушения.
Меры пресечения злоупотреблений эффективно стимулируют предприятия ЖКХ сотрудничать с клиентами, находя компромиссные решения в любой ситуации.
Больше о способах привлечения УК к ответственности читайте в статье «Куда жаловаться на управляющую компанию».
Итог
Управление многоквартирным домом и придомовой территорией требует слаженной работы административного и технического персонала. Заключение договоров между владельцами квартир и фирмами, предоставляющими услуги по эксплуатационной поддержке объектов жилищного хозяйства, позволяет обеспечить рациональное использование денег жильцов для содержания МКД.
Использование услуг управляющих компаний является распространённой практикой не только в таких сферах как страхование, банковское дело или международные отношения, но и в коммунальном хозяйстве.
Жалобы на управляющие компании никуда не могут исчезнуть, так как всегда найдутся такие из них, которые не хотят ничего делать, даже если в этом состоит их обязанность. В старом доме у нас постоянно были проблемы с УК, но когда переехали в новый, все разрешилось, здесь работают ответственные люди.
Надо отдать должное, стояки управляющая компания промывает за свой счет. Никакие деньги с меня не просили.
Лифт в 18 доме в 7а микрорайоне в Тобольске ездил громко 12.05.2018 и 09.11.2020. Мне стало плохо! Это было в 11.00 (12.05.2018) и с утра (9 ноября 2020). И сегодня в обед он ездил громко! Это мешает мне! и уже достаточно давно! В обед нельзя нарушать тишину по Коап РФ! Управляющая компания бездействует! Она изменилась в этом доме, но лифт шумит по прежнему!