Учет и оплата горячего водоснабжения всегда вызывает немало вопросов, особенно у тех, кто перешел на двухкомпонентный тариф на горячую воду в 2021 году. Многие стали платить больше, что вызывало волну возмущения. В связи с этим стоит разобраться, что нужно понимать под этим тарифом, как правильно рассчитывать горячее водоснабжение и есть ли разница при оплате по нормативам и по счетчику.
Тарифы на водоснабжение в России
В РФ установлена стоимость холодной воды и отдельный тариф на горячее водоснабжение. Его размер регулируют органы власти субъекта федерации и местного самоуправления, поэтому в регионах цены на коммунальные услуги не одинаковы.
Тариф устанавливается с учетом расходов, которые местные водоканалы и теплосети несут в связи с поставкой ресурса, а также прибавленных к ним надбавок в пределах установленных для региона индексов.
Обычно тариф на воду рассчитывается исходя из затрат на:
- электроэнергию и реактивы для очистки воды;
- зарплату сотрудников;
- транспортировку ресурса к конечному потребителю;
- содержание имущества водоканала, инженерных сетей и так далее.
Что касается горячего водоснабжения (ГВС), то его тариф складывается из цены на поставку холодной воды, стоимости ее подогрева до нужной температуры и индекса роста тарифов.
В 2021 году, как и в предыдущие годы, рост тарифов предусмотрен на второе полугодие, согласно с распоряжением Правительства РФ от 30.10.20 № 2827-р.
Температурные нормативы ГВС
Как упоминалось выше, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется в том числе исходя из стоимости ее подогрева – это самая крупная статья расходов.
Большинство потребителей хотели бы понимать, за что платят деньги. Один из главных критериев качества предоставленной услуги – температура поставленной ГВС. Согласно СанПиН 2.1.4.2496-09, утв. постановлением Главного санврача РФ № 20 от 07.04.2009, температура горячей воды в кране должна быть не ниже 60 и не выше 75˚С.
В санитарных нормах упоминается допустимый предел отклонений от нормы. Так, с 12 ночи до 5 утра колебания могут составлять ± 5˚С, в любое другое время – ± 3˚С.
Следовательно, температура воды в горячем кране не может опускаться ниже 55–57˚С. Нарушение этой нормы дает жильцам право добиваться снижения тарифа на 0,1% за каждый час в течение всего периода отклонения.
Двухкомпонентный тариф на ГВС: что это
В 2021 году расчет за потребленную населением горячую воду должен производиться по двухкомпонентному тарифу. Ранее предполагалось, что это произойдет еще до 2018-го года. Разберемся, что это такое.
Понятие “тариф на горячую воду” как на единый товар нигде в мире не применяется – чаще всего ее нагрев осуществляется прямо на объекте теплоснабжения. Но даже там, где практика централизованной подачи горячей воды все же существует, товаром выступает в первую очередь теплоноситель, подогревающий эту воду.
Следуя мировому опыту, российские власти с 2013-го года ввели так называемый двухкомпонентный тариф на ГВС. Расчет платы за горячую воду по двухкомпонентному тарифу в квитанции ЖКХ в закрытых системах водоснабжения осуществляется исходя из таких составляющих:
- фактического объема использованной холодной воды, оплачиваемой по стандартному тарифу на холодную воду;
- фактического количества тепла, израсходованного для подогрева холодной воды. Оно оплачивается по отдельному тарифу.
Проще говоря, стоимость горячей воды в кране определяется ценами на холодную воду и тепловую энергию для ее подогрева.
Объем потребленного ресурса определяется по счетчику горячей воды, а если он отсутствует – по общепринятому нормативу потребления. Плата за подогрев воды в коммунальных платежах рассчитывается по нормативу расхода тепла, использованного для подогрева.
В открытых системах водоснабжения применяются компоненты на:
- теплоноситель;
- тепловую энергию для целей водоснабжения.
В настоящее время региональные органы исполнительной власти уполномочены самостоятельно решать, какой принцип расчета стоимости горячего водоснабжения применять для определения тарифа в закрытой системе: одно- или двухкомпонентный. До 2020 года они должны окончательно перейти на двухставочный тариф, а до тех пор нужно разработать специальную нормативную базу.
Нормативная база
Возможность применения двухкомпонентного тарифа на горячее водоснабжение установлена следущими законами:
- п. 9 ст. 32 ФЗ № 416 от 07.12.11 «О водоснабжении и водоотведении» – в закрытых системах;
- п. 5 ст. 9 ФЗ № 190 от 27.07.10 «О теплоснабжении» – в открытых системах водоснабжения.
Но эти законы лишь определяют возможность и составляющие такого тарифа, а конкретные положения содержатся в подзаконных актах.
В частности, обязанность установить нормативы потребления воды и тепла, а также перейти на двухкомпонентный тариф с 2020 года возлагает на региональные власти п. 2 Постановления Правительства № 129 от 14.02.15. Он же вносит изменения в Правила определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 306 от 23.05.2006, и Правила предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06.05.11.
Согласно перечисленным документам, уполномоченный орган обязан установить норматив тепла для нагрева воды с учетом:
- системы водоснабжения;
- конструктивных особенностей многоквартирных домов;
- наличия водоразборных устройств;
- санитарно-технического оборудования и так далее.
Что такое «тепловая энергия»
Для целей ГВС необходимо одновременно учитывать два компонента, за которые платит абонент: холодная вода (или теплоноситель, если речь идет об открытых системах) и тепловая энергия.
С водой все понятно – она рассчитывается в м3 в зависимости от показаний по счетчику либо нормативу потребления. Но не все знакомы с понятием «тепловая энергия» и тем, какую функцию она выполняет.
Указанный компонент является главной составляющей подогрева холодной воды до установленных норм. Чтобы определить объем затраченной тепловой энергии, нужно умножить использованное количество воды на норматив тепла, необходимый для подогрева 1 м3. Этот норматив принимается местными органами власти.
Если норматив не установлен, ЖЭКи и прочие управляющие организации рассчитывают его самостоятельно по формуле, утв. Постановлением Правительства № 306.
Следовательно, однокомпонентный тариф на горячую воду – это когда абонент платит лишь за использованные кубометры воды, двухкомпонентный – когда в тариф включается еще и стоимость ее подогрева.
Будет ли повышение стоимости ГВС в 2018 году
Вопрос роста тарифов, пожалуй, наиболее социально значим для населения страны. Поэтому сразу стоит успокоить читателей: значительного повышения коммунальных тарифов в 2018 году не ожидается. Однако стоимость услуг горячего водоснабжения все же вырастет.
Как тариф горячей воды за куб, так и двухставочный тариф, если он принят в регионе, согласно распоряжению согласно с распоряжением Правительства РФ от 30.10.20 № 2827-р, будут повышены с 1 июля 2020 года.
Допускаются разные размеры повышения для каждого региона. Средние индексы определены указанным распоряжением. Выше установленных пределов стоимость коммунальных услуг вырасти не может.
Но указанный в распоряжении индекс – предельный, а не обязательный процент повышения. Таким образом, региональные органы власти решают, какой тариф на подогрев горячей воды с 1 июля 2018 года.
Больше информации в материале «Повышение тарифов ЖКХ в 2018 году».
Порядок расчета стоимости ГВС по двухкомпонентному тарифу
Законодательная база относительно учета и оплаты услуг по ГВС по двухставочному тарифу достаточно сложна. Чтобы понять, как рассчитать тариф на горячую воду из двух компонентов, нужно быть профессионалом. Учитывая это, во многих регионах РФ были опубликованы специальные практические разъяснения и инструкции, призванные донести до граждан порядок применения тарифов на горячую воду. Изучив опубликованные методические рекомендации, мы постарались обобщить региональную практику.
То, как ведется расчет стоимости горячей воды по двухкомпонентному тарифу в квартирах, зависит от наличия или отсутствия в жилом помещении индивидуального прибора учета использованной воды. При расчетах используется формула № 23, утв. Приложением 2 к Правилам, утв. Постановлением Правительства № 354.
Эта формула предполагает учет показаний приборов учета воды и нормативов расхода тепла, необходимого для подогрева. Так, при наличии в квартире счетчика на горячую воду расчет ГВС в многоквартирном доме в 2018 году производится следующим образом:
Стоимость 1 м3 хол. воды х объем потребления + (объем потребления х норматив теплозатрат) х стоимость 1 Гкал тепла = стоимость услуг ГВС
Например: стоимость 1 м3 хол. воды 30.09 руб., объем потребления 5 м3, норматив теплозатрат 0,06, а стоимость 1 Гкал тепла – 1775,45 руб. Тогда расчет выглядит так:
30,09*5+(5*0,06)*1775,45 = 683,08 руб.
Если индивидуальный прибор учета отсутствует, вместо фактически потребленного ресурса в формуле учитывается местный норматив. Пусть он составляет 3,89 м3/чел. Следовательно, если в квартире живет 3 человека, порядок расчета таков:
(30,09 х 3,89+(3,89 х 0,06) х 1775,45) х 3 = 1360,22 рублей
Также рассмотрим простой вариант расчета для тех, кто интересуется, как посчитать тариф на горячую воду на 1 м3, переведя его в однокомпонентный. Так, фактическая стоимость 1 м3 горячей воды в нашем случае рассчитывается следующим образом:
30,09+1775,45 х 0,06=136,17 рублей /м3
Есть ли различия в тарифах при наличии прибора учета и без него
Как видно из вышесказанного, стоимость горячего водоснабжения не зависит от того, есть ли у абонента индивидуальный учетный прибор: тариф за горячую воду по счетчику всегда одинаков. В расчетах меняются лишь объемы потребления:
- при наличии счетчика используется фактический объем;
- без учетного прибора – норматив.
Это отражается и на итоговой стоимости потребленных ресурсов. Чем больше в квартире прописано жильцов, тем выше будут расходы на коммуналку.
Кроме того, государство всячески старается поощрить население устанавливать приборы учета. Один из стимулов – введение в 2017-м году повышающего коэффициента для абонентов, которые имеют техническую возможность установки счетчиков, но не делают этого.
Для квартир без учетных приборов применяется повышающий коэффициент в х=1,5 (повышение на 50%).
Так, используя данные вышеприведенного расчета, можно увидеть, что жильцам, не установившим приборы учета, 1 м3 горячей воды обойдется не в 136,17 рубля, а уже в 151,662 р. (30,09 х 1,5 + 1775,45 х 0,06).
О том, как избежать повышения, читайте в статье «Как установить счетчик на воду в квартире».
Спорные аспекты применения двухкомпонентного тарифа
Несмотря на довольно прозрачную схему расчетов, применение двухкомпонентного тарифа представляется достаточно спорным, о чем свидетельствует противоречивая судебная практика. Ниже мы рассмотрим несколько самых резонансных дел.
Показания общедомового счетчика
Один из наиболее спорных вопросов – применение при расчетах за ГВС общедомового прибора учета тепла. Казалось бы, его наличие позволяет объективно измерить объем тепла, затраченный поставщиком ресурса на подогрев воды, и такая практика единственно верна. На деле же не все так просто.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, при расчете стоимости ГВС должны применяться исключительно установленные нормативы тепла, использованного для подогрева воды.
Даже если теплосчетчик используется по договору, его показатели все равно не могут учитываться при расчетах с потребителями и поставщиками ГВС.
Эту позицию поддержал Минстрой РФ и Верховный Суд, хотя она потенциально приводит к необоснованному завышению стоимости ресурса.
Несовершенство расчетов
Как известно, в регионах квитанция за отопление и горячую воду может содержать разные нормативы тепла, которое затрачено на подогрев кубического метра воды. Разница между некоторыми регионами превышает 15%. Например, в Омской области норматив составляет 0,0503 Гкал/1м3, в СПб – 0,06 Гкал/1м3, а в Ростовской области – от 0,054 до 0,066 Гкал/1м3, в зависимости от конструктивных особенностей дома.
Вероятно, причина такой разницы – неопределенность при проведении расчетов относительно температуры воды, которую нужно нагреть, и температуры уже горячей воды. Температурные перепады в разное время года не учитываются в расчетах, что ведет к завышению тарифов на ГВС.
Конструктивные особенности домов
Применение двухкомпонентного тарифа создало проблему для управляющих организаций, которые обслуживают дома, оснащенные полотенцесушителями, теплыми полами и так далее.
Особенность ГВС таких домов состоит в том, что вода, циркулирующая в контуре, не должна остывать. Для этого требуется дополнительное тепло (около 30% от общего количества тепла, израсходованного для подогрева воды).
Расчет между управляющими компаниями и жильцами осуществляется по показателям квартирных счетчиков, которые не учитывают указанные потери. В итоге УК получает от жильцов на 25-35% меньше средств, чем она должна уплатить поставщику ГВС.
Заключение
Двухкомпонентный тариф на ГВС – это более справедливые, но не всегда совершенные условия использования горячей воды в МКД. Несмотря на единый подход, суммы, подлежащие уплате, могут отличаться от региона к региону, что является следствием ошибок и несовершенства использованных подходов. В связи с этим не все регионы спешили перейти на двухставочный тариф. Но законодательство обязывает их сделать это до 1 января 2020 года.
Очень хорошая, полезная, информативная статья, которая помогает разобраться в новых тарифах на холодную и горячую воду, модно самому правильно рассчитать стоимость двухкомнатного тарифа на горячее водоснабжение. Но у меня возник вопрос на счёт нарушения нормы температуры воды. Что если температура воды ниже пятидесяти пяти градусов как это доказать и зафиксировать, чтобы мне сделали скидку?
Валерий! Порядок перерасчёта за горячую воду ненадлежащего качества разъяснён в письме Минстроя РФ от 04.12.2014г. №23489 – ОГ/04. Успехов!
Двухкомпонентный тариф на воду, с одной стороны, хорошая вещь: чем подробнее всё расписано, тем яснее ситуация. Но многие, особенно возрастные люди, путаются в этих строчках и понятиях. Было бы здорово, если бы где-то стояла цифра “ВСЕГО”, т.е. общая сумма за горячую воду, дополнительно к этим подробным раскладкам. Так было бы проще и удобнее.
Уважаемая Тамара! Радоваться или пугаться двух статей за ГВС, конечно, не следует.
Так уже было раньше! Сегодня завершился второй виток жилищно-коммунальный эпопеи. Но после осознания населением того, что для домов, подключённых к одной бойлерной, стоимость одного куба горячей воды разная, пойдут жалобы (вполне обоснованные). Народ будет пытаться понять, как теплоизоляция стояков и полотенцесушители в разных МКД влияют (коррелируют) на количество тепловой энергии подогрева при подключении их к одному прямому трубопроводу.
И вот тут снова (уже по жалобам граждан) введут единый тариф на горячую воду, подтянув “отставших” до максимального значения. А все мы перейдём на половину третьего витка ЖКХ-шной спирали.
Везде и всегда жулики, мошенники и спекулянты “куют” своё счастье на изменениях, принятых обществом устоев (нормативов, тарифов, курсов валют и т. д.).
У нас в г. Ярославле с 01.01.2019г. с начислениями двухкомпонентного тарифа на ГВС ОАО “ТГК-2” переплюнули все ПП РФ. Тариф на ХВС с 01.01.19г. установлен АО “Ярославльводоканалом” тариф – 29,41 м.3. Однако при начислении оплаты двухкомпонентного тарифа при открытой системе водоснабжения компонент на теплоноситель, т.е. ХВ ОАО “ТГК-2” начисляется 40,67 руб., т.е. в 2 раза дороже. В Ярославле техническая вода дороже питьевой воды в 2 раза. согласно Приказа ЖЖКХ Эи РТ от 20.12.18г. Почему в г. Ярославле постоянно в отношении жителей города нарушаются федеральные законы и взимаются незаконные платежи, т.е. ресурсоснабщающие организации незаконно обогащаются за счёт граждан. Минокономразвитию РФ нужно срочно вмешаться в данную ситуацию,обратить внимание на наш регион и обязать органы власти по ЯО устранить данные нарушения при издании незаконных приказов ДЖКХЭиРТ для начислении квитанций гражданам на жилищно-коммунальные услуги.
В январе 2019г. мне и другим жителям дома № 32 по пр. Дзержинского была начислена строка горячее водоснабжение при открытой системе, а именно: ГВС компонент на тепловую энергию:
0,05899 норм.под. х 1642,37 тариф х 2 куб. = 193,78 руб.
ГВС копмонент на теплоноситель:
40,87 тариф хв х 2 куб. = 81,34 руб. Всего: 193,78 + 81,34 руб. = 275,12р
т.е. 1 куб = 275,12 : 2 = 137,56 руб. А фактически правильное начисление должно быть таким: 29,41 + 1642,37 х 0,05899 х 2 куб. = 197,24 руб.
197,24 руб. : 2 куб. = 98,62 руб. стоимость 1 куб. Разница есть?
Вот так дурят у нас в г. Ярославле при начислении в квитанциях горячее водоснабжение. Прошу вмешаться в данную ситуацию в нашем регионе.
Нас сайт информационный ресурс. Мы информируем, но не можем вмешиваться в работу водоканала или каких-либо других организаций. Если вы считаете, что ваши права нарушаются подавайте жалобу в Роспотребнадзор или в прокуратуру.
Уважаемая Галина! Будьте внимательны в своих расчётах. Ваш результат 197,24руб рассчитан ошибочно даже в рамках изложенных цифр: 29,41 + 193,78(рассчитан выше) = 223,19руб. И это не всё: объём холодной воды должен быть 2 куба, а не один, как у Вас.
Итак, 29,41руб/куб.м х 2 куб.м + 193,78руб = 252,6руб. Ну и соответственно стоимость 1-го куба равна: 252,6руб :2 куб.м =126,3 руб., а не 98,62руб, как у Вас. Успехов!
А что делать управляющей организации, если в МКД установлен тепловой ОДПУ на подогрев воды. И показания этого прибора учета показывают больше расхода Гкал чем утвержденный норматив? И получается ситуация, что УК выставляет населению подогрев по нормативу (больше не имеет права), а РСО выставляет ей по показаниям ОДПУ. Каждый месяц УК несет убытки. Вот в чем самый главный вопрос!
Уважаемая Виктория! Своей проблемой ( “Вот в чём самый главный вопрос”) Вы невольно вскрыли целый пласт общественно-правовых отношений в сфере ЖКХ, хотя её практическое решение лежит на поверхности и отражено в выделенной части настоящей статьи в разделе “Спорные аспекты применения двухкомпонентного тарифа”.
Как я понимаю, в Вашем МКД горячая вода производится на оборудовании ТП в составе общего имущества за счёт использования тепловой энергии из центральной системы. Так вот, ближе к теме. Верховный Суд РФ своим определением от 15.08.2017г по делу №305 – ЭС17 – 8232, А41 – 27683/2016 в споре между РСО с позицией – по показаниям ПУ и абонентом (ИКУ) – расчётным методом согласно Правил №354 установил правомерность расчётного (по нормативу) коммерческого учёта тепловой энергии на подогрев воды. Рекомендую подробно ознакомиться с этим документом и не забудьте РСО на этом основании умерить аппетит. Хотя надо признать, что такое решение ВС РФ является политическим, но Вы пользуйтесь моментом.
По утрам приходится ждать минут десять, пока протечёт весь стояк с горячей водой и потечёт не “комнатной” температуры а нормально горячая вода. А счётчик считает будто пользуемся…
Уважаемая Ольга! Думаю в Вашем МКД функционирует тупиковая (глухая) система ГВС, т.е. нет циркуляции воды по обратному трубопроводу. Спросите: почему?
ГВС может не иметь циркуляционной линии только в том случае, если её не запроектируют безграмотные “специалисты” или “забудут” построить вороватые строители при попустительстве подельников – городских властей или уворуют на металлолом сантехники ЖКХ.
Да. много спорных моментов при оплате ЖКХ. Постоянно повышают стоимость этих услуг. Здесь только и нужно держать ухо востро и добиваться если что своих прав, возможности платить меньше.
Георгий! Полностью с Вами согласен, как относительно “…держать ухо востро…”, так и “… добиваться, если что своих прав…”. Так держать!
vvslobodianiuk! Большое спасибо за информационную площадку, которую Вы любезно предоставили форумчанам для конструктивного общения – поиска решений, волнующих их вопросов и проблем, в сфере ЖКХ. Побольше бы таких!
В Екатеринбурге 6000 мкд имеют систему гвс “открытая тупиковая” (трехтрубная).
О каком учете дополнительных потерь тепловой энергии в стояках и т.д. может идти речь? На входе в мкд на трубе стоит ПУ. Все потери тепла в системе внутри мкд не могут в сумме превышать показания ПУ на входе. Но в Екатеринбурге могут.
См. 123-ПК от 23.11.2017. РЭК Свердловской обл.: Норматив установлен в зависимости от…. Объяснение РЭКа – дополнительных указаний по “тупиковым” системам из Москвы не поступало. (в переводе на русский: “законы физики в Екатеринбурге работают только с разрешения вышестоящей организации”). Платим. Всем удачи.
Алекс! А как Вы оцените вот такую ситуацию, когда величина норматива на подогрев одного куба воды до температуры согласно СанПиН 2.1.4.2496-09 в нашем МКД принимает вот такие значения по годам: 2013г – 0,06306Гкал; 2014г. – 0,064Гкал; с 2015г. по 01.07.2018г. – 0,065Гкал; с 01.07.2018г. по настоящее время – 0,067Гкал.
Думаю, это не предел! А ведь в расчётной формуле (ПП РФ №306 от 23.05.2006г.) все составляющие либо константы (С,p,k,Тгв) либо, как dТ = Тгв – Тхв, устоявшаяся величина на протяжении нескольких лет при неизменном процессе подогрева.
Приведённые цифры ярко демонстрируют завораживающее шоу ползучей алчности РСО, медленно , но настойчиво размывая константу стационарного физического процесса.
Если Вы переходите на двухкомпонентный тариф, то нужно обязательно знать и разбираться во всех этих нюансах. Нужно платить именно за горячую воду, а не спускать несколько литров для ее появления.
Доброго времени суток. Подскажите пож-та в отопительные месяцы УК ГВС за 1м3 рассчитывала по такой формуле: тариф ХВС за 1м3 + расчетн. коэфф., выражающий кол-во Гкал тепла на нагрев 1куб.м ХВС * тариф за 1 Гкал.
После прекращения подачи отопления формула для ГВС за 1м3 изменилась: тариф ХВС за 1м3 + расход ОДПУ ТЭ для расчетного периода / расход по ОДПУ ГВ * тариф за 1 Гкал.
Насколько это правильно и законно?
Уважаемый Юрий! В качестве ответа на Ваш вопрос приведу ссылку на письмо Минстроя РФ №9268-00/04 от 22.03.2017г. – органа, наделённого правом толковать Правила (п.3 ПП РФ №354), где цитирую: “…Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии и в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения)(открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или не отопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев для целей горячего водоснабжения”. Удачи!
Доброго дня!
УК в таком случае говорит и том, что тогда в неотопительный период всё равно расходуется больше тепловой энергии на подогрев ГВС, чем установленный например коэффициент 0,051. И по счетчику общедомовому это видно.
И типо в таких случаях они смогут согласно 354 ПП РФ сделать в конце года корректировку по отоплению.
Думаю, что введение такого тарифа потребует особых счетчиков, и в результате дополнительные расходы на их установку, поверку и т.п. сделать возможную экономию от этого тарифа минимальной.
Уважаемый Иван! Уточните, пожалуйста, о каком тарифе идёт речь, который, как Вы пишете, “потребует особых счётчиков…”.
К сожалению, автор данной (содержательной) статьи допустил концептуальную ошибку при расчёте стоимости 1-го куб.м горячей воды для петербуржцев, не установивших приборы учёта, размером “…не в 136,17 рубля, а в 204,26” (умножил 136,17 на 1,5).
Для данной категории граждан стоимость 1-го куб.м горячей воды в случае двухкомпонентного тарифа можно рассчитать по формуле 23.1 Приложения 2 к Правилам №354, а именно (исходные данные из статьи):
30,09руб./куб.м х 1,5 + 1775,45руб./Гкал х 0,06Гкал/куб.м = 151,662руб./куб.м, а не 204,26руб./куб.м.
Внимание! Согласно приведённой формулы повышающий коэффициент применяется только к компоненту “холодная вода”.
Спасибо что заметили ошибку.
vvslobodianiuk! Спасибо за здоровую реакцию на конструктивную критику!
Добрый вечер. В доме система ГВС без цирк. насоса. Стоит общедомовой счётчик тепла. После замены теплообменника вода в кране 50 град. Часть собственников квартир готовы подогревать воду для купания в тазиках, часть хочет получать воду температурой 60 град. Скажите, пожалуйста, с правовой позиции можно требовать обеспечения 60 град или можно осуществить пересчет оплаты за ГВГ?
Нормативные значения температуры горячей воды прописаны в СанПиН 2.1.4.2496-09 (раздел «Общие положения», п. 2.4). Там сказано, что в местах водоразбора температура горячей воды не может превышать отметку в 75°C и быть менее 60°C. Допустимые минимальные значения температуры горячей воды: в дневное время – 57°C, ночное – 55°C. При температуре воды меньше этих показателей потребители могут подать заявление на перерасчет платежей за горячее водоснабжение из расчета 0.1% за каждый час периода, в который было допущено отклонение от допустимых норм. Если температура воды 40°C и ниже она считается холодной.
Скажите, пожалуйста, а не может компания, поставляющая ГВС отказать в пересчете оплаты. Аргументируя это тем, что в доме стоит счётчик тепла, они подают воду 50 град, мы и платим за 50 град?
Как уже было сказано, по СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода должна быть температурой не менее 60+-3-5°C. Если же у вас указано в договоре, что вода по каким-то причинам подается температурой ниже нормативной (50°C), это учтено в расчете тарифа за ГВС и вы действительно платите за 50 а не за положенные 55-57, то тогда могут отказать.
Спасибо.
Если у вас установлен счетчик с термодатчиком, то, как правило, он считает теплую воду температурой 50 градусов и более с коэффициентом 1,0 и в перерасчете вам скорее всего откажут, хотя это и не согласуется с СанПиН 2.1.4.2496-09.
Кто конкретно должен делать перерасчёт за горячую воду, потребитель или УК, при выставлении требования. И как потребителю(если самому) можно посчитать за 3 года, при наличии множества актов с различными температурными показателями?
Перерасчет должна делать УК по требованию потребителя.
Добрый день!
Помогите, пожалуйста, разобраться с вопросом. В Москве в ЖК, состоящем из 3-х МКД, есть ЦТП. Там с помощью теплоносителя от ТЭЦ и ХВС готовят ГВС. УК считает стоимость ГВС по однокомпонентному тарифу 198,19 руб./ м3, тогда как при использовании двухкомпонентного должно получаться 40,48 (стоимость ХВС) + 0,061 x 1904,28 (тариф на тепло) = 156,64 руб./ м3. На жалобу ГЖИ ответило, что двухставочный тариф и норматив на подогрев 1 м3 ХВС в Москве не утверждены, поэтому применяется тариф на ГВС 198,19 руб./м3. Действительно так и есть или ГЖИ покрывает УК? По всей России действует двухкомпонентный тариф и приняты нормы на подогрева,а в Москве нет?
Спасибо!
норматив на подогрев 0,066 на 80-81 страницах раздела 1.2.1.1. Протокола № 75/4 заседания правления Департамента экономической политики и развития города Москвы от 03.12.2018 г. не устраивает?
Добрый день, подскажите при начислении ГВС (двухкомпонентный тариф) в целях содержания общего имущества, ОДПУ отсутствует, РСО должны применять повышающий коэффициент к УК аналогично как для жилых помещений только на “холодную воду”, если нет, то какие основания применять повышающий коэффициент на нормативную тепловую энергию не зависящую от наличия ОДПУ?
Добрый день!
У нас применяется двухкомпонентный тариф на горячее водоснабжение.
Почему тарифы на теплоноситель (холодную воду для нагрева) и на холодное водоснабжение, отличаются?
Добрый день! Вы пишите: Даже если теплосчетчик используется по договору, его показатели все равно не могут учитываться при расчетах с потребителями и поставщиками ГВС.
Эту позицию поддержал Минстрой РФ и Верховный Суд, хотя она потенциально приводит к необоснованному завышению стоимости ресурса. Возможно ли получить ссылку, по которой можно ознакомиться с этой позицией?
Добрый день, подскажите пож-та, в МКД двухкомпонентный тариф на горячую воду. ОДПУ нет, по какой формуле считать ГВС на содержание общего имущества