Понятие и особенности землепользования в РФ

4 комментария
Бесплатная консультация юриста: 78125092773 (СПБ), 74994041680 (МСК)
Время чтения: 10 минут

Земельные отношения регламентирует законодательство Российской Федерации. Они возникают между государством, муниципальными образованиями, субъектами РФ, юридическими лицами и гражданами. В результате субъекты получают возможность использовать наделы для удовлетворения определенных потребностей. Так возникают правоотношения, одним из видов которого является землепользование.

Понятие и особенности землепользования

Что такое земельные правоотношения

Под земельными правоотношениями подразумевают общественные связи между государственными органами, юридическими и физическими лицами в сфере использования, распределения или охраны земли. Определение этому понятию дает ст. 3 ЗК РФ.

Владение и распоряжение наделами, а также землепользование и совершение сделок с участками земли регулирует Гражданский кодекс РФ, если иное не предусмотрено:

  • законодательством об охране окружающей среды, о недрах;
  • нормами, регулирующими порядок использования земельных, лесных и водных ресурсов;
  • специальными федеральными законами.

Элементами земельных правоотношений являются:

  • объект,
  • субъекты,
  • содержание (субъективные права и обязанности).

Субъекты этих отношений могут быть:

  • владельцами наделов земли;
  • землепользователями, эксплуатирующими участки на основании бессрочного (постоянного), безвозмездного срочного права пользования;
  • землевладельцами, использующими наделы на основании права пожизненного наследуемого владения;
  • арендаторами, получившими определенные права по договору аренды (субаренды);
  • обладателями сервитута.

Владение земельным участком представляет собой право фактического обладания им в соответствии с нормами законодательства. В соответствии со ст. 266 ГК РФ, субъекты, наделенные таким правом, могут возводить на участке сооружения и приобретать на нее право собственности.

Что касается землепользования, то права субъекта более ограничены, чем у землевладельца. Вести хозяйственную деятельность на предоставленных ему участках он может только в пределах указанного целевого назначения земли.

Более подробно о правах и обязанностей землевладельцев и землепользователей можно узнать в статье «Земельные правоотношения».

Что такое распоряжение земельным наделом

Вступая в любые земельные правоотношения, граждане должны знать, какими правами и обязанностями они будут наделены, и за какие деяния их могут привлечь к ответственности.

Между полномочиями собственника и пользователя есть существенная разница. На возникновение субъективных прав и обязанностей влияет категория земель и множество других факторов.

В соответствии с нормами земельного законодательства, распоряжение земельным участком – это право, позволяющее владельцу пользоваться наделом, извлекать из него полезные свойства, управлять им как имущественным объектом.

Распоряжаясь землей, собственник может заключать сделки:

  • продавать;
  • дарить;
  • менять;
  • передавать в наследство;
  • использовать в качестве залога;
  • сдавать в аренду.

Землевладелец земельного участка – это лицо, уполномоченное заключать любые имущественные сделки и распоряжаться территорией участка по своему усмотрению. Этим землевладение отличается от землепользования. Последний институт имеет не менее важное значение, поэтому мы детально рассмотрим его в следующем разделе.

Правом свободно распоряжаться угодьями закон наделяет только владельцев – субъектов права собственности. Незаконное владение земельным участком является правонарушением, за совершение которого законодательством предусмотрено привлечение к ответственности.

Распоряжение земельным участком

Землепользование: понятие и особенности

Права на наделы приобретаются с целью использования земли для удовлетворения определенных нужд и потребностей: ведения сельскохозяйственной деятельности, создания и эксплуатации объектов недвижимости.

Субъект может осуществлять и другое рациональное использование земельных участков, если оно не противоречит законодательным нормам и назначению земли. В результате таких правоотношений возникает право землепользования. Оно представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие при получении полезных свойств земли.

Субъектами землепользования являются физические и юридические лица. Использование ими земельных наделов осуществляется на основе права собственности или пользования.

В этих случаях сущность землепользования заключается в извлечении полезных свойств из надела.

Выше уже упоминалось, что право землепользования отличается от землевладения. В некоторых случаях оно может быть ограничено. Это связано с назначением надела.

Законодательством предусмотрены и некоторые временные ограничения.

В земельном праве существует такое понятие как принцип устойчивости землепользования. Его сущность заключается в следующем:

  • участок передается субъекту на длительный срок;
  • создаются условия для развития его деятельности;
  • гарантируется защита его интересов;
  • закон ограничивает срок реализации права использования земли.

Понятия устойчивости землепользования и землевладения

Принцип устойчивости землепользования может реализоваться в разных формах. Согласно Земельному кодексу РФ, существуют такие виды пользования земли:

  • бессрочное или постоянное (ст. 39.9 ЗК РФ);
  • на определенный период, предусмотренный договором аренды (ст. 22 ЗК РФ).

Длительные сроки землепользования повышают заинтересованность субъектов в рациональном использовании наделов и соблюдении требований относительно охраны важного природного ресурса.

Бессрочные права заставляют пользователей задуматься о необходимости улучшения состояния земли, ведь от этого зависят показатели их деятельности, рост которых ведет к повышению доходов.

Принцип устойчивости не менее важен при реализации права собственности. Специалисты в области земельного права отмечают, что он является обязательным условием рационального использования участков. Только уверенный в стабильности своего права на землю субъект будет заботиться о повышении плодородности и о сохранности угодий.

Право на землю защищено Конституцией РФ. Ее нормы гарантируют гражданам право на получение земельных наделов.  Отказ в их предоставлении можно обжаловать в судебном порядке.

Закон гарантирует свободу хозяйственной деятельности, определяет перечень прав и обязанностей, связанных с эксплуатацией угодий. Полномочия субъектов землевладения и землепользования надежно защищены государством.

Принцип устойчивости землепользования

Отличие между землепользованием и землевладением

Тем, кто планирует приобрести или арендовать участок земли, следует уяснить, чем отличается владение от пользования.

Право собственности подразумевает наличие у владельца таких полномочий:

  • владение (фактическое обладание), подтвержденное соответствующим свидетельством;
  • пользование;
  • распоряжение.

Их наличие позволяет отчуждать имущество. Выше упоминалось, что владелец может продать участок, сдать его в аренду, использовать в качестве залога и так далее.

Землепользователи могут реализовать свои потребности только в соответствии с профильным законодательством и условиями договора, на основании которого они используют надел.

Нельзя также забывать о таком понятии, как региональные особенности землепользования, ведь особенности некоторых местностей позволяют использовать землю только в определенных целях. Распоряжаться по своему усмотрению участком пользователи не имеют права.

Итак, главное отличие землевладения от землепользования заключается в том, что последнее является составляющей первого.

Законодательное регулирование использования земель

Государственное регулирование землепользования направлено на организацию охраны земельных угодий и контроль за их рациональной эксплуатацией. Оно осуществляется путем установления правил использования земельных участков в соответствии с их назначением.

Существует 2 вида регулирования земельных правоотношений:

  1. Государство выступает в качестве суверена. Оно обладает территориальным верховенством в отношении всех угодий. В этом случае применяются методы подчинения и власти, для реализации которых используются законы и подзаконные акты.
  2. Хозяйственное регулирование. Государственные органы как субъекты земельных правоотношений ведут учет угодий, осуществляют их оценку и охрану, предоставляют юридическим и физическим лицам наделы для пользования.

Требования к организации государственного регулирования земельных отношений обусловлены необходимостью осуществлять контроль за рациональным использованием угодий.

Государственное регулирование земельных отношений можно условно разделить на 2 категории:

  • общее. Осуществляется госорганами общей и специальной компетенции, полномочия которых распространяются на все виды угодий и субъектов правоотношений;
  • отраслевое. Поручено федеральным службам, министерствам, ведомствам и организациям.

Государственное регулирование земельных правоотношений осуществляется на основе Конституции РФ, Земельного кодекса и других профильных законодательных актов.

Государственное регулирование землепользования

Что считается объектом и субъектом землепользования

В соответствии с законодательством РФ, пользование земельных угодий может быть связано/не связано с правом собственности на них.

Объекты и субъекты землепользования являются элементами правоотношений, связанных с эксплуатацией земли. В качестве объекта землепользования могут выступать наделы, выделенные в результате отвода земель в натуре.

Если землепользование не связано с правом собственности, то его объектом являются участки, переданные во временное пользование на основании договоров аренды, субаренды или сервитута.

Что касается субъектов землепользования, то в этом качестве могут выступать граждане или предприятия/организации, являющиеся:

  • землевладельцами, чьи права подтверждены соответствующим свидетельством;
  • землепользователями, обладающими правом безвозмездного срочного или бессрочного (постоянного) пользования;
  • физические или юридические лица, использующие участки на основании права пожизненного наследуемого владения;
  • пользователи, получившие участок на основании договоров арены или субаренды;
  • лица, получившие сервитут.

Все они обладают правами и обязанностями, предусмотренные профильным законодательством РФ.

Правовая база

В основе любых правоотношений лежат законы и подзаконные акты. Правовые основы землепользования в Российской Федерации состоят из следующих законодательных актов:

  • Конституции РФ;
  • Земельного кодекса РФ;
  • федеральных законов;
  • законодательных актов субъектов РФ;
  • указов Президента России;
  • постановлений Правительства РФ;
  • ведомственных подзаконных актов;
  • нормативных актов субъектов РФ и органов самоуправления.

Правовые акты разъясняют те или иные понятия, определяют права и обязанности участников отношений и определяют меры наказания для нарушителей установленных норм.

Землепользователь по Земельному кодексу РФ имеет четко определенные обязательства, которые обязан соблюдать в процессе эксплуатации природного ресурса.

Предлагаем подробнее рассмотреть формы и виды землепользования, а также установленные законом правила.

Землепользователь по Земельному кодексу

Основные формы землепользования

Понятие “форма землепользования” присутствовало в российском земельном праве дореволюционного периода. Например, в Сибири применялась заимочная форма землепользования. Она заключалась в том, что поселенцы обладали неограниченным правом и могли захватить в пользование любую заимку. На тот момент понятие обязательного уравнительного наделения земельными угодьями не существовало.

К концу ХIХ века заимочную форму можно было встретить только в редконаселенных участках Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Современные специалисты в области земельного права выделяют такие формы землепользования:

  1. Постоянное или бессрочное пользование. Его субъектом могут стать государственные или муниципальные учреждения, государственные предприятия, органы власти и местного самоуправления.
  2. Пожизненное наследуемое владение. Эта форма не предусмотрена современным Земельным кодексом РФ, но она распространяется на наделы, предоставленные субъектам до вступления в силу ЗК РФ. Обладатели такого участка имеют право бесплатно приобрести его в собственность.
  3. Аренда – самая распространенная форма использования наделов. При передаче в аренду муниципальных земель арендодателем являются органы местного самоуправления. Второй стороной договора могут быть граждане или предприятия/организации.
  4. Безвозмездное срочное пользование. Эта форма возможна в случае передачи организацией своим работником угодий в пользование не более чем на год. Договора могут заключаться с участием предприятий, работающих в разных сферах, например, в лесной промышленности, транспорте.
  5. Сервитут. В мире существует система публичных и частных сервитутов. Первые устанавливаются для обеспечения интересов населения, проживающего на конкретной территории, например, использования надела для ремонта коммунальных (инженерных) сетей, размещения на участке межевых знаков.

Заочная форма землепользования в современном законодательстве не предусмотрена.

Виды землепользования

В отличие от владельцев земельных угодий, землепользователи могут пользоваться наделами исключительно в рамках полномочий, предоставленных им собственником.

Законодательство РФ выделяет следующие виды землепользования:

  • постоянное. Представляет собой не только право пользования, но и владения наделом, находящимся в государственной (коммунальной) собственности;
  • арендное. Осуществляется на основе соглашения, которым предусмотрена передача угодий во временное платное пользование для ведения предпринимательской или другой деятельности;
  • концессионное. Является договорным, срочным и платным пользованием/владением участком с целью создания, улучшения или эксплуатации объекта соглашения.

Последний вид землепользования подразумевает обязательные инвестиции для удовлетворения потребностей общества. Концессию предоставляют исключительно государственные органы или органы местного самоуправления, в собственности которых находятся угодья. В качестве концессионера в таких соглашениях выступают субъекты предпринимательской деятельности.

Современные виды землепользования существенно отличаются от тех, которые применялись несколько веков назад. В исторических документах упоминаются поместная, сеньориальная система землепользования. Нередко имел место и самовольный захват земли.

Как показывает практика, в большинстве случаев земля используется для ведения хозяйственной деятельности. Такой тип землепользования делится на:

  • земледельческое,
  • пастбищное,
  • смешанное.

Последний вид подразумевает использование пахотных земель, организацию плантаций, эксплуатацию лугов и пастбищ. Такой тип напоминает ранее применяемое в России поместное землепользование, когда в рамках одного поместья земля использовалась для выращивания культур и разведения различных пород скота.

Использование сельскохозяйственных угодий регламентирует Федеральный закон от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ.

Эксплуатация земельных наделов производится при соблюдении требований относительно охраны окружающей среды.

Природное землепользование не должно нанести вред этому важному ресурсу. Важно, чтобы угодья использовались рационально и согласно их назначению.

Виды землепользования

Правила использования и застройки участков

Правилам землепользования и застройки посвящена ст. 30 Градостроительного кодекса РФ. ПЗЗ можно назвать документом градостроительного зонирования.

Правила утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления, а в городах федерального значения – органами государственной власти субъектов РФ.

Законом предусмотрены требования к подготовке правил землепользования и застройки. Основным из них является обязательное проведение публичных слушаний по проекту ПЗЗ до момента их утверждения. Это – новый институт, появившийся в российском законодательстве в 1998 году. Необходимость его введения обусловлена появлением частной собственности на землю, развитием рыночной экономики и проведением экономических реформ в стране.

Структура правил землепользования и застройки ПЗЗ включает:

  • порядок применения и внесения изменений в документ;
  • карту градостроительного зонирования;
  • регламенты градостроения.

ПЗЗ разрабатываются с тем, чтобы создать условия для развития муниципальных образований. Особое внимание при подготовке документа уделяется охране окружающей среды и объектов культурного наследия.

Применение правил позволяет обеспечить соблюдение прав и интересов граждан и юридических лиц, включая тех, которые являются правообладателями наделов и объектов капитального строительства.

Понятие единого землепользования

На юридических форумах часто обсуждается вопрос, что такое единое землепользование. Поскольку это понятие встречается в специальной литературе, стоит ознакомиться с ним более детально.

Под единым землепользованием следует понимать земельный участок с определенным кадастровым номером, состоящим из 2 и более наделов, имеющих обособленные собственные контуры и кадастровые номера.

Такой порядок учета угодий существовал до 1 марта 2008 года, когда в силу вступил Федеральный закон от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ.

Преобразование единого землепользования

Некоторые лица, в чьей собственности находится составной земельный участок, хотели бы его преобразовать. Порядок образования новых наделов из единых землепользований описан в письме Минэкономразвития от 22.12.2009 «О многоконтурных земельных участках» № 22409ИМ/Д23. Согласно этому документу, чтобы преобразовать единое землепользование, следует:

  • объединить его со смежными наделами;
  • перераспределить его между единым землепользованием и обычным участком;
  • выделить надел из землепользования.

В результате будет образован обычный или многоконтурный участок земли.

Составной земельный участок

Выделение участка

Раздел единого землепользования путем выделения из него участка производится на основании соответствующего заявления в кадастровую палату. В нем следует указать причину принятия такого решения. Заявитель должен собрать пакет документов, подтверждающий право собственности на надел.

После проведения процедуры участок регистрируется как самостоятельная территория.

Таким образом надел зарегистрируют как обособленный земельный участок, а остальные территории – как многоконтурный надел.

Как оформляется перераспределение

Перераспределение единого землепользования требует переоформления документов. Для выполнения этой задачи сотрудникам кадастровой палаты придется провести анализ и сравнение данных, указанных в документации, с фактическими характеристиками участка.

Владельцы угодий, кроме заявления, должны предъявить:

  • свидетельство о праве собственности;
  • удостоверение личности;
  • кадастровый паспорт участка;
  • межевую схему.

После проведения процедуры сотрудники органа оформляют новый кадастровый паспорт на участок и вносят соответствующие изменения в другую документацию.

Процедура прекращения единого землепользования

На сегодняшний день статус единого землепользования был приостановлен вступлением в законную силу ФЗ №221.

Что касается его прекращения, то оно осуществляется путем преобразования единого землепользования, в результате которого собственник получает отдельные участки или многоконтурные наделы.

Последнее понятие, введенное ФЗ №221, пришло на замену единому землепользованию.

Понятие многоконтурного участка

Понятие “многоконтурный участок” появилось в земельном законодательстве после вступления в силу Федерального закона №221-ФЗ. Оно было введено для того, чтобы осуществлять учет угодий, состоящих из нескольких участков.

Согласно законодательству, многоконтурный участок – это надел, состоящий из 2 и более замкнутых контуров.

Такие угодья могут состоять из разделенных между собой контуров или наделов с вкраплениями. Их также называют участками с «дырами» внутри.

Многоконтурный участок

Чем отличается единое землепользование от многоконтурного участка

Поскольку выделенные единые землепользования, которые не были преобразованы, продолжают существовать, важно знать, чем они отличаются от многоконтурных участков.

Главное отличие заключается в том, что землепользования объединяют несколько наделов, каждый из которых имеет свой кадастровый номер. Что касается многоконтурных участков, то у его составляющих нет собственного идентификатора.

Кадастровый номер присваивают только самому многоконтурному угодью.

Процедура регистрации землевладений и землепользований

Регистрация землевладений и землепользований – это внесение специальной записи в документы установленного законом образца. В ней отображаются сведения о земельном наделе, позволяющие закрепить его правовое положение, качественные, количественные и ценностные характеристики, географическое положение и параметры.

Процедуру выполняет уполномоченный орган – Росреестр.

Зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ землевладение находится под охраной государства, которое обеспечивает защиту прав владельцев земельных угодий.

Регистрация землевладений и землепользований происходит на основании:

  • принятого уполномоченным госорганом решения о выделении надела для строго определенных нужд;
  • документов о проведении работ по землеустройству и установлению границ на местности.

О том, как происходит регистрация и какие документы необходимо предоставить для ее проведения, можно узнать в статье «Единый государственный реестр недвижимости».

Минусы землевладений и землепользований

Под недостатками землевладений и землепользований следует понимать неудобства и отклонения, негативно влияющие на рациональное использование угодий, экономику и организацию производств. К ним относят:

  • нерациональный размер и структуру;
  • чересполосицу, в том числе топографическую;
  • вкрапления;
  • изломанность границ;
  • дальнее расположение.

К основным способам ликвидации недостатков землепользований относятся следующие действия:

  • перенесение границ наделов;
  • обмен. Допускается два варианта: заинтересованные стороны обмениваются наделами или неравноценными участками с денежной доплатой;
  • передача угодий одного хозяйства другому;
  • проведение организации.

Если реализовать указанные способы невозможно, сельхозпредприятия могут совершенствовать или уточнить свою специализацию для того, чтобы использовать земли по назначению.

Недостатки землепользования и методы их устранения описывают многие специалисты в области земельного права. Это позволяет собственникам наделов, обнаруживших в их использовании определенные неудобства, подобрать оптимальное решение проблемы.

Заключение

Землепользование в РФ регламентируется профильным законодательством. Оно наделяет владельцев и пользователей рядом прав и обязанностей, определяет допустимые способы использования угодий.

Чтобы не нанести вред окружающей среде, граждане должны знать, как правильно использовать свои участки.

4 thoughts on “Понятие и особенности землепользования в РФ”

  1. Сергей:

    Хотя право собственности на земля и подтверждается свидетельством. Абсолютно распоряжаться землёй по своему усмотрению гражданин не в состоянии. Не редки случаи, когда участки находящиеся в собственности отчуждаются или владельца принуждают к продаже за смешные деньги.

  2. Александр:

    Если земля нужна как объект хозяйственной деятельности. То такая форма владения намного выгодней.

  3. Алексей:

    Штука в том что обычному, рядовому гражданину получить участок земли в России, в хорошем месте, задача не из лёгких, только в глухих сёлах и т.д., но даже если она и есть, то пользоваться ею можно только в рамках закона, а не как вздумается.

  4. Владана:

    Пункт 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 221-ФЗ, по сути, уточняет часть вышеприведенного определения, говоря не просто о границах, а об “описании местоположения границ земельного участка”, что подчеркивает особенности отражения сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН). В других случаях в этом же Законе и других актах речь идет о характерных точках границ земельного участка (п. 7 ст. 38 Закона N 221-ФЗ), о положении на местности характерных точек границы земельного участка 101 , о проекции границ земельного участка (п. 8 ст. 38 Закона N 221-ФЗ), об уточнении границ земельного участка или о местоположении границ (п. 9 ст. 38 Закона N 221-ФЗ). Приведенные уточнения объясняются либо разными стадиями образования земельного участка и их документального отражения, либо видом кадастровых работ (образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнение местоположения границ существующего), либо точностью и методами определения координат характерных точек границ земельного участка. Наиболее общим элементом дефиниции, родовым понятием без которого не могут существовать ни характерные точки, ни проекции границ, все же являются “границы”. Все остальные элементы, которые включают в понятие “земельный участок” отечественные ученые, – конкретизация его технических и юридических свойств. ——————————– 101 См.: п. 2 Требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (утв. Приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2012 года N 518) (далее – Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector